Данный рассказ, это истории, это обрывки из дневников и просто личные мысли артистов цирка. Цирка уродов.
Здесь не имеет значения ни время, ни место расположения, ни даты. Суть совсем о другом…
Сэр Жюль де Грайсе был директором цирка уродов достаточно долгое время. Уже многие даже и не помнили когда он начал этим заниматься, но все с уверенностью знали, что вся его жизнь была посвящена этому делу.
Всё шло хорошо, пока не приключилась беда, которая заставила сэра де Грайсе закрыть своё представление. После этого содержать артистов было не на что, но кроме него они нужны никому не были. Многие были убиты злыми людьми, которые, всего на всего, боялись собственной жизни, и срывали злость на том, кто не сделает ничего плохого. Другие просто умерли своей смертью, а некоторые завершили свою жизнь трагично.
Жюль де Грайсе очень дорожил своими подопечными, и смерть каждого переживал очень тяжело. Но рассказ пойдёт совершенно не об этом, а как было сказано ранее «это истории, это обрывки из дневников и просто личные мысли артистов цирка». У Грайсе хранились личные дневники каждого артиста, которые регулярно велись. Но повествование пойдёт лишь о немногих.
Итак, начнём:
Человек-лягушка. В жизни Эрик Золюр. Эрик был рождён с непропорциональным телом. Туловище было небольшим, которое затормозилось на развитии двенадцатилетнего ребёнка, а ноги ушли в особую длину и некую, развитую гибкость. Эрик пришёл в цирк ещё юнцом и жил в нём до последнего, пока не сбросился со скалистого каньона. В цирке занимал должность акробата.
«Сегодня было очередное представление. Я показывал трюки, от которых зависела моя жизнь. Я очень старался, хотел порадовать публику, хотел получить хоть капельку признания, но слышал вновь и вновь один и тот же заливистый смех.
Люди любили глумиться над моими ногами. Но хоть они получали удовольствие. Хоть они…
Сегодня, когда я покупал молоко для нашей труппы, то меня встретила пара крепких ребят. Они меня узнали. Сначала я подумал, что они пожмут мне руку, и скажут немного уважительных слов, но нет. Они попросили меня попрыгать по улице, я отказался, за что побили меня палками и забрали купленное молоко.
Мне так больно испытывать эту боль и смех. Я проклинаю тот день, когда пришёл в цирк, но и покинуть его не могу. Это место, какое бы оно ни было, но это мой дом. Единственный тёплый очаг в мире чёрной пыли. А господин Жюль де Грайсе очень добр к нам. Он говорит очень мудрые слова и утешающие фразы. И ради этих слов, хотя бы одного нормального человека, не урода, я готов терпеть эту боль и нести ношу…»
Эрик Золюр скончался в возрасте тридцати пяти лет, после того, как цирковая труппа была отпущена на волю. Он так и не получил признания, а наоборот, после его смерти появилось уйма шуток, про то, как всем известный акробат-урод погиб от собственной неуклюжести.
Следующий персонаж цирка, который приносил уйму веселящих эмоций, это была одиннадцатилетняя девочка Одетта, получившая прозвище «Двойная». Вы спросите, почему двойная? Ответ просится сам на язык.
У Одетты было двойное лицо: одна часть развитая, другая же, получившая черты лица, но так и неразвившаяся. Грайсе нашёл девочку на улице, которая пряталась в мусорных бачках от дворовых ребят. Проявив всю благородность он взял девочку с собой… В цирк…
На удивление тому, что Одетта была уличной сиротой и нищенкой, она умела писать и читать. Запоминала наизусть все самые великолепные стихи классической литературы. Выходя к публике, она читала стихи, танцевала и красиво пела разными голосами, но как и другие артисты данного цирка, получала в ответ смех, упрёки и ненависть.
«Дорогой Боженька, спасибо тебе большое, что не бросил меня на произвол судьбы, спасибо, что послал мне такого человека, как сеньора Грайсе. Я вам обоим очень благодарна, что заботитесь обо мне. Аминь.
Если бумага мокрая, это не значит, что я плачу. Я вообще никогда не плачу, просто слёзы льются сами собой. Нет, я плачу не за себя. Мне не обидно, что люди смеются надо мной, мне просто жалко их. Как же они так живут без чувств к другим? У меня есть семья, меня здесь любят. В этом цирке очень добрые люди. Но как можно быть такими злыми за пределами этих стен, тем людям, другим.
Я видела их злые глаза, видела, как они смотрят друг на друга. Готовые разодрать друг другу глотки. Человек, который живёт без любви к другому человеку, не человек. Спасибо тебе, Боженька, что научил меня любить…»
После банкротства Одетта покинула цирк, и дальнейшая её судьба не известна.
Герой, который завершит эту повесть, будет Билли Стоун, другими словами Ящер. Билли был покрыт роговым покровом, и имел непонятный окрас кожи, в связи с чем, так его и нарекли.
В цирке он был с самого начала, и публику он не веселил, а скорее был запасной картой у цирка, которая пугала людей, и заставляла кричать от страха.
«Мне не дано познать любви, ни в каких её воплощениях. Похоже, что я рождён для страха. Люди бояться меня не больше меня самого. Мне страшно смотреть на себя в зеркало.
Но мне, также, никогда не понять людей, а именно их ненависть. Они ненавидят и презирают тех, кто не идёт по стандартам, кто внешне отличается от них. Неужели им неинтересно, что у человека внутри? Что он чувствует и думает? Я с уверенностью скажу, что обычный человек намного страшнее уродца. Страшнее во всех его проявлениях. Человек подобен монете подкинутой вверх, но часто выпадает не та сторона, которую хочешь видеть…»
Билли был убит людьми после последнего представления…
Ни одна судьба не завершилась счастьем, даже сэр Жюль де Грайсе, когда узнал, что вся его труппа покоится с миром, он сильно напился и сгорел заживо в собственном доме. Остались лишь записи, дневники и другие мысли артистов, но рассказывать о других не имеет значения, ибо общая суть и цель этого рассказа передана.
Остаётся под вопросом лишь одна вещь. Кто есть кто? Мы, люди в цирке уродов, или же уроды в цирке людей? Кто истин, а кто посредственен?
Кто урод? Тот, кто внешне безобразен, но душою вечен и чист? А человек тот, кто внешне красив, но душою мёртв? Или же наоборот? В этом бесконечном цирке, каждому самому решать, кем становится, и как поступать. Здесь никто не в праве кого-то чему-то учить, теперь все декорации безобразны, а актёры всю жизнь делят роли.
Кому стоило понять, те поняли, и поймут в дальнейшем. Кто же посмеялся и пропустил мимо ушей, значит, рулетка в выборе ещё не готова. Не стоит забывать, мы всего лишь артисты в запредельном цирке своих фантазий…