Только такое творчество, которое выражает себя в искусстве иконы, не есть результат воплощения собственных фантазий художника, воспарившего над физическим миром, а входит в смысл непреходящих и реально существующих ценностей, не внося в них человеческий опыт, мнения, пристрастия.

В сакральном символе иконы совершается чудо соединения двух совершенно разных по природе миров: тварной Вселенной и нетварного Божества.

Истинное произведение искусства может иметь внутри себя множество прочтений, ибо энергия художника каждый раз по- новому действует на зрителя. Хорошее произведение искусства будет говорить не только о себе, но вызовет у зрителя множество жизненных, философских и религиозных ассоциаций, возникающих в уме и сердце его.

Некоторые хотят изменить язык церковного богослужения, считая его непонятным, на простой, разговорный язык. "Отказаться от литургического языка равносильно тому, чтобы отказаться от древних икон, заменив их более "понятной" живописью, отказаться от псалмодического чтения, заменив его декламацией, отказаться от хорового пения (знаменных распевов), заменив его той или иной музыкой" или того более заменить пение аудиозаписью (Епископ Иларион Алфеев. Таинство веры).
Кто хочет внести в иконное искусство "облики" гуманизма, встает на наклонную плоскость иконоборчества.

Для самого иконописца искусство- не акт самовыражения, а метод и молитвенная практика.

Поскольку искусство картины в большей степени, а искусство иконы в меньшей степени, но все же несут в себе психологическую энергию самого художника, необходимо наблюдать за активными силами и течениями, проходящими через душу в момент творчества. Учение Церкви напоминает нам, что человеческие действия могут происходить от одной или дву из трех сил или воль: воли Божией, своей собственной воли и воли демонической. ... В зависимости от того, "кто" стоит за спиной художника и какая из трех сил преимущественно действует в художнике во время творчества, таков и "образ духовности" и качество силы созданного произведения.

Картина и икона не могут рассматриваться в тождествах и аналогиях сравнительного искусства, ибо они имеют совершенно разную природу исполнения; одно есть искусство космической воли, другое есть искусство сакраментальной божественной воли.


Владислав Андреев. "Искусство и религия"